Домашние эксперименты

3224

Домашние экспериментальные задания Физика - наука о природе.

1.Откройте на короткое время флакон с духами (одеколоном) что вы почувствовали? Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.

  1. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока. Определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки), которой вы пользуетесь. 3.Предложите метод определения диаметра ниток и тонкой проволоки, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Пользуясь этим методом , определите диаметр иголки, зубочистки или гвоздя.
  • .Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.
  • .В цилиндрический или плоский прозрачный флакон из-под одеколона (клея) налейте слабый раствор крахмала или смеси воды с графитом (от карандаша). Поместите этот флакон между светящейся электрической лампочкой и глазом. Между лампочкой и флаконом поместите кусок картона или черной бумаги с небольшим отверстием. Понаблюдайте за движением одной , двух частиц и опишите их движение.

Механика

  • .Определите пройденный путь, перемещение и среднюю скорость своего движения между соседними телеграфными столбами (расстояние между телеграфными столбами 50 м), двигаясь в одном направлении спокойным шагом, а в обратном – бегом. Время движения измерьте с помощью часов с секундной стрелкой.
  • .В движущемся автобусе подбросили вертикально вверх небольшой предмет. Упадет ли предмет на прежнее место, если автобус движется: равномерно?

Ускоренно? Замедленно? Какова траектория предмета относительно земли. 3.Измерьте высоту брызг при падении в воду сферического тела, найдите зависимость высоты брызг от высоты падения тел и другие параметры.

  • .Определите среднюю скорость, с которой вы побегаете 100м.
  • .Найдите среднюю скорость, с которой перемещается игрушечный заводной автомобиль, сделав необходимые измерения.
  • .Маленький шарик удерживается у дна наполненного солевым раствором стакана, а затем освобождается. Подберите свойства раствора так, чтобы время всплытия шарика составляло несколько секунд.
  • .Десять шашек поставить одна на другую. Быстрым движением линейки выбить нижнюю шашку. Что произойдет? Почему?
  1. Что произойдет после встряхивания неполного ведра с картофелем? Почему? 9.Как, потянув к себе намотанную на катушку нить, заставить катушку катиться к себе? От себя? Ответ проверить и обосновать.
  • .Надуйте воздушный шарик и, не завязывая отверстия, выпустите из рук. Что произойдет? Почему?
  • .Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если при каждом шаге совершается в среднем работа 20 Дж

 

  1. Наблюдайте за падением двух половинок газеты . Одна половина газеты должна падать в расправленном виде, а другая -сжатая в комок. Чем с большей высоты пущены газеты, тем нагляднее будет опыт.

13.Можно ли бросить мяч вниз так, чтобы он, ударившись о землю, подпрыгнул на высоту в два раза большую той, с которой его бросили? Как это сделать?

  1. Рассчитайте, какую мощность вы развиваете при подъеме по лестнице.

Давление газов. Атмосферное давление.

1.Ополосните пластиковую бутылку горячей водой и плотно закройте крышкой. По мере остывания в ней воздуха до комнатной температуры, давление внутри падает, атмосферное давление сдавливает бутылку с боков. Почему?

  1. Модель работы легких. Отрежьте дно у пластиковой бутылки. Натяните на горлышко воздушный шарик и протолкните его внутрь. Отрезанную часть бутылки затяните пленкой от другого воздушного шарика или от использованной резиновой перчатки и закрепите ее скотчем. При оттягивании пленки объем воздуха внутри бутылки увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного, шарик надувается. При надавливании на нижнюю пленку объем воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сжимается.
  • .Надуйте воздушный шарик. О каких свойствах газа и оболочки шарика свидетельствует его форма. Почему, направляя струю воздуха в определенном направлении, мы заставляем шарик раздуваться сразу по всем направлениям? Почему не все воздушные шарики принимают сферическую форму?
  • .С помощью трубочки или соломинки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от трубочки, имеет шарообразную форму.
  1. Сконструируйте картезианский водолаз, пользуясь пластиковой бутылкой или 3-х литровой банкой с пластиковой крышкой. Поплавок изготовьте из обычного прозрачного пузырька, например из-под пенициллина, заполнив его водой более чем на 1/3 объема. В пробке пузырька сделайте шилом отверстие и в него

плотно вставьте трубочку длиной 10мм от стержня шариковой ручки. Можно взять пипетку и наполнить её водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. После наполнения бутылки (банки) водой опустите в нее поплавок. При нажатии на крышку банки или нажав на бутылку поплавок опускается. Проследите за объемом воды в поплавке при его погружении и подъеме. Поплавок можно изготовить из колпачка от фломастера или от шариковой ручки. Чтобы колпачок плавал вертикально, вставьте в него несколько скрепок. Можно из фольги сделать

«пропеллер» и надеть его на колпачок, тогда водолаз будет опускаться и подниматься, вращаясь.

Опыт можно проделать с яичной скорлупой.

6.Зажженную свечу или бумагу подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного шарика. Опишите наблюдаемые явления.

Передача теплоты

  1. Насыпьте в бутылку с водой немного деревянных опилок ( можно манной крупы) и дайте частицам успокоиться. Поставьте бутылку на полотенце,

 

смоченное кипятком. Понаблюдайте за поведением частиц и изобразите в разрезе бутылку с водой, показав стрелками направления перемещений частиц. Снимите бутылку с горячего полотенца и охладите сверху полотенцем, смоченного холодной водой. Как частицы движутся в этом случае? Дайте соответствующий рисунок.

  1. Возьмите два одинаковых стакана (или кружки) и налейте в один стакан до половины холодной воды, а в другой – горячей. Дополните стакан с горячей водой холодной водой, а стакан с холодной водой – горячей водой. Возьмите за нижние части один стакан в правую руку, а в другой – в левую. Какой стакан кажется горячее? Почему?
  2. Когда печь в доме протоплена ( пламени и дыма нет), а труба еще не закрыта. Наблюдайте за состоянием воздуха на трубой ( на фоне неба). Объясните замеченное (коротко опишите)

Теплопроводность твердых тел

  1. Все предметы в комнате нагреты до одной и той же температуры.

Боритесь за различные предметы в комнате, например за деревянную

часть двери одной рукой, а другой за металлическую ручку. Одинаковые ли тепловые ощущения испытывают руки? Почему? Запишите ряд домашних тел в порядке увеличения их теплопроводности.

  1. Сложите гвоздик или кусочек проволоки и спичку вместе, удерживая их двумя пальцами в горизонтальном положении так, чтобы один палец прижимался к спичке, а другой к гвоздю. Зажгите спичку и проследите ощущения теплоты, которые испытывают оба пальца . Одинаковые ли эти ощущения? Почему?
  2. Два кусочка железной и медной проволоки, равные по длине и толщине, скрученные между собой. Концы закручены так, чтобы металл прикасался к головкам спичек, укрепленных на этих концах. Скрученную часть можно положить на кружку, а сверху положить на эту часть груз так, чтобы установка была в горизонтальной плоскости. Нагревайте скрученную часть на пламени свечи или светильника. Какая из двух спичек вспыхнет раньше? Почему?

Лучеиспускание и лучепоглощение

  1. Возьмите две одинаковые бутылки, одну бутылку обернуть черной, а другую белой бумагой ( или покрасить). Опустите горлышком вниз обе бутылки в две пол – литровые стеклянные банки с водой и выставите их на подоконник так, чтобы лучи солнца освещали обе бутылки примерно одинаково. Понаблюдайте за вытеснением воздуха из горлышек бутылок. Почему это происходит? Из какой бутылки воздух вытесняется быстрее? Почему?
  2. Подержав эти бутылки на солнце 15 – 20 мин, поставьте их в тень. В какую бутылку зашло больше воды, когда бутылки охладились? Почему?
  3. Заполните те же бутылки горячей водой, прогрев предварительно каждую из них небольшой порцией горячей воды. Затем вылейте из бутылок воду и погрузите их горлышками вниз в две пол – литровые стеклянные банки с водой. В какую бутылку ( черную или белую) заходит воды больше при остывании бутылок?

 

Кипение

  1. Понаблюдайте за носиком чайника, в котором сильно кипит вода. Где начинается струя белого водяного тумана?
  2. Поместите над носиком чайника с кипящей водой массивный холодный металлический предмет, а под ним - тарелку или блюдечко. Откуда через некоторое время появляется в тарелке вода? Пощупайте рукой массивный предмет перед опытом и через некоторое время после начала опыта. Как изменяется температура этого тела? Почему?

Тепловая энергия

  1. Внесите в пламя свечи пластинку жести (концом) с положенной на неё спичкой. Что происходит со спичкой? Что является причиной этого?
  2. Надавите головкой спички на ту поверхность спичечной коробки, которую используют при зажигании. Чему будет равна работа вашей руки, если не учитывать прогиб коробки? Происходит ли загорание спички? Теперь, произведя давление головкой спички на поверхность спичечной коробки, переместите её вдоль поверхности. Что происходит с головкой спички? Что является причиной этого?
  3. Быстро передвигайте 5 рублевую монету по доске, сильно нажимая .Что происходит с монетой?
  4. Опрокиньте пустую бутылку и погрузите её горлышком в воду, налитую в банку. Заметьте через 5 -7 мин уровень воды в горлышке бутылки.
  5. Возьмите бутылку, обернув предварительно её горлышко сухим полотенцем, чтобы не нагревать стекло рукой, поставьте на край столы и, удерживая горлышко в левой руке, с силой натирайте поверхность бутылки правой рукой с помощью суконки ( старой варежки и т.д.) Какой вид энергии в какой другой вид энергии переходит при натирании бутылки?
  6. После продолжительного натирания поверхности бутылки (3 -4 мин.) опрокиньте бутылку и погрузите её горлышко в воду. Через 5 – 7 мин. Заметьте уровень воды в горлышке бутылки. Чем объяснить, что в бутылку вошло разное количество воды в обоих случаях? Какой вид энергии в какой другой вид энергии переходит при натирании бутылки?

Инерция.

  1. Положи на тарелку сырое яйцо и крутани его так, чтобы оно завертелось. Когда яйцо вращается, жидкий желток у него внутри тоже вращается. Останови яйцо рукой и тут же отпусти его – вращение будет продолжаться. Почему?
  2. Вертящаяся спираль.

Из очень тонкой проволоки сверни небольшую спираль, слегка смажь её маслом и положи на воду с помощью вилки. Набери несколько капель мыльного раствора в пипетку. Урони капельку раствора в центр спирали. Почему спираль приходит в движение?

Газы.

Налейте уксус в бутылку ( соблюдая технику безопасности) с таким расчетом, чтобы его высота составила примерно 5см. Насыпь в шарик немного пищевой

 

соды (это удобно сделать через воронку). Натяни нижнюю часть шарика на горлышко бутылки и потряси его, чтобы сода высыпалась в бутылку. При соединении соды и уксуса выделится углекислый газ. Он заполнит бутылку и надует шарик.

Модель реактивного самолета

Изготовить из яичной скорлупы. Сделать небольшое отверстие в яйце, выдуть содержимое яйца. Налить немного воды в яйцо. Закрепить тонкой проволокой и подвесить на нити. Снизу подводим зажженную свечу. Вода в яйце закипает, пар выходит из отверстия и по закону сохранения импульса яйцо движется.

Реактивная турбина

Изготовить реактивную турбину из жестяной баночки или из яичной скорлупы. В яичной скорлупе сделать несколько боковых отверстий. Закрепить проволокой и подвесить на нити. Немного налить в скорлупу воды. Подогревая свечей снизу. Вода закипает. Пар выходит из отверстий, «турбина вращается»

Модель вулкана

Насыпь 2 чайные ложки пищевой соды в небольшую стеклянную банку. Обмажь банку мягкой глиной или пластилином так, чтобы получилась модель вулкана. Налей в банку 100мл уксуса и понаблюдай за тем, как будет извергаться «вулкан» Можно добавить пищевые красители, тогда « лава» получится разноцветной.

Первоначальные сведения об электричестве.

  1. Возьмите чистую и сухую расческу, расчешите чистые и сухие волосы и докажите, что гребенка наэлектризовалась. Для этого обнаружьте действие этой гребенки ( её электрических зарядов) на различные тела: на бумажки, цепочку, кусочек проволоки, и т. д, подвешенные на нити.
  2. Наэлектризуйте сухую чистую бутылку, для чего потрите её газетой. Обнаружьте её действие, как и в первом опыте.
  3. Возьмите линейку, гребенку или авторучку из пластмассы, проведите несколько раз по шерстяному одеялу или по шерстяной одежде и поднесите к оконным занавескам, к висящей на гвозде газете, к листу комнатного растения и т. д. Что вы наблюдаете? Почему?

Звук

  1. Натяните между ножками стула или двумя гвоздями на стене тонкую стальную проволочку (струну) и заставьте её звучать. Поднесите к колеблющейся струне иголку на нитке. Что происходит с иголкой? Почему? Поднесите к колеблющейся струне пустую бутылку, кружку или другой пустой сосуд. Какое явление наблюдается.
  2. Приложите к горлу палец и протяжно произнесите букву «Р». Что вы ощущаете?
  3. Заставьте звучать стакан или кружку , ударяя по ним карандашом. Поднесите в этот момент бусинку или другое легкое тело на нитке. Что происходит с бусинкой?
  4. Возьмите расческу и проведите по её зубцам листком картона или толстой бумаги. Почему происходит звук?

 

Ещё интересные экмперименты  http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/  http://allforchildren.ru/sci/index_physics.php

Новости и объявления

17 января на базе гимназии №1 состоялась научно-практическая конференция филиала Донской Академии Наук Юных Исследователей. В секции "физика" доклад по теме...
С 16 по 20 апреля состоялся финал конкурса "Учитель года Дона" 2018 в г. Азове...
Группа учащихся совершила экскурсию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской Академии Наук. Мы познакомились с работой зеркального телескопа, прослушали увлекательную экскурсию,...